Главная

            Направления

            история

            наши планы

            мероприятия

            Фотогалерея

            Наши достижения

 

 МОУ ДОД «Станция юных техников»  Орджоникидзевского района г. Перми

 

 

 

 

 

 

 

Планы

Возможности дополнительного образования в предпрофильной подготовке обучающихся.

 

Введение.

В  последнее время в стране произошли большие изменения, оказавшие влияние на все сферы общества, в том числе и на образование.

Ситуация требует пересмотра воспитательных функций школы, семьи, учреждений дополнительного образования.  Главной целью которых становится подготовка ребенка к безболезненному включению во взрослую жизнь. Изменившиеся социальные условия диктуют необходимость перехода к воспитательной стратегии, в основе которой лежит принцип личностно- ориентированного воспитания, что позволяет сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

            Человек рожается  для того, чтобы созидать себя, других людей, общество, окружающую среду, планету, на которой живет. В качестве смысла жизни в ребенке от природы заложено общественное благо. Однако сам ребенок реализовать себя не может. Ему должны помочь это сделать взрослые люди – родители, педагоги, которые его окружают   с самого рождения. Именно в этом и заключается назначение педагогов – помочь формировнию у ребенка понятия об общественном благе как смысле жизни, содействовать ему в выполнении функции, ради которой он рождается.

            Приоритетными задачами воспитательной работы стали:

-формирование у ребенка таких качеств, как предприимчивость, практичность, основанные на интересах личности;

-ответственный подход семьи к выбору ребенком профессии и к его профессиональной ориентации для повышения его конкурентоспособность на рынке труда;

-формирование здорового образа жизни;

- создание у детей положительной системы нравственных и духовных ценностей.

            Каждому человеку на протяжении жизненного пути приходится принимать решения. Если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно.

            Чем раньше задумается о том, кем и каким ему быть, чем раньше он примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному успеху.

            Профессия человеку нужна не сама по себе. Она  необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она ему нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным. Каждый имеет право на свой собственный путь в жизни. Педагоги и родители могут эффективно помочь своим воспитанникам, детям, но для этого им необходимо изучить    их, т.е. провести определенную исследовательскую работу с помощью наблюдения, бесед, анализа творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи предпрофильной подготовки обучающихся.

 

       В соответствии с Концепцией профильного обучения в основной школе   необходимо проведение системной подготовительной работы. Важное значение уделяется профориентационной и предпрофильной подготовкам в сетевом взаимодействии основной школы и дополнительного образования.

Задача профильной школы совсем другая:  выпускнику основной школы (9-летки) необходимо сделать самостоятельный  ответственный  выбор – предварительно определиться в отношении профилирующего направления дальнейшего  продолжения образования. К такому выбору школьника надо подготовить через пробы, которые проводятся в школе через факультативы и спецкурсы и занятия в учреждениях дополнительного образования  по практическому применению полученных знаний на творческом уровне.

 При организации  предпрофильной подготовки необходимо решать следующие задачи:

- выявление и развитие интересов, способностей школьников;

- оказание психолого- педагогической помощи в формировании представлений о жизненных ценностях, связанных с профессиональным становлением;

- формирование способности принимать решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;

- организация факультативных занятий и элективных курсов и т. д.

        

Содержание предпрофильной подготовки обучающихся.

 

В нашем учреждении  подготовка к выбору профиля обучения ведется в течение всего периода обучения.

        Начальный этап:

- формирование у школьников ценностного отношения к труду, роли и жизни человека в обществе;

- развитие интереса к  учебно - познавательной деятельности;

- включение школьников в различные виды практической деятельности (социальную, трудовую, игровую, исследовательскую)

        Основной этап:

- развитие интереса к профессиональной деятельности;

- представление о собственных интересах и возможностях;

- включение в деятельность в различных сферах профессиональной практики: технике, искусстве и т.д.

         Творческий этап:

- уточнение образовательных запросов в ходе элективных курсов по выбору и т.д.

- групповое и индивидуальное консультирование о выборе профиля обучения.

Необходимо диагностическое сопровождение профильного обучения.

Методы диагностики могут быть разными: наблюдения, опрос, беседа, анкета  и т.д.

        

Технология профессиональной ориентации учащихся.

 

 Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессиональный выбор происходит у всех по-  разному, но можно схематично представить идеальный процесс профессионального  самоопределения:

*Интерес – склонности (способности) - профнаправленность - признание.

Интерес к профессии может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой- либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увлеченного человека и др.

*Склонности – это избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею заниматься. Склонности не смогут возникнуть без способностей.

      *Способности  - это психологические особенности человека. Обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности.

Способности обнаруживаются только при включении в деятельность. Если подросток занимается подолгу техническим творчеством и не устает, это свидетельствует о проявившихся склонностях.

      *Профессиональная направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Профессиональная направленность становится стержневой в личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы. Профессиональная  направленность способствует распределению свободного времени, выбору чтения, приобретению знаний призванию. Такой выбор - большая редкость, но все же он существует. Профессиональная ориентация соответствует готовности к профессиональному самоопределению.

*Профессиональная ориентация осуществляется в четырех вариантах.

        Первый вариант - профессиональный выбор на уровне самоопределения, осуществляемый по схеме: профессиональный интерес, возникновение склонностей на основе выявленных способностей к какой- либо деятельности, профессиональная направленность и затем – выбор профессии на основе признания.

       Второй вариант- «проба ролей» или «активный поиск»- характерен для деятельных подростков, которым не удалось встретиться со своим призванием, но они не теряют надежды его обнаружить. Для этого они посещают кружки, секции и т.д., пытаясь найти любимое дело. Они нигде подолгу не задерживаются: поняв, что это дело не соответствует их интересам. Сразу отправляются в другой кружок. 

      Третий вариант – «предрешенный вариант,  или «навязанная роль», для которой характерна ситуация следования родительскому выбору, т.е. по настоянию родителей ученик выбирает класс или кружок  определенной направленности, а сам  ничем  конкректным  не интересуется.

     Четвертый вариант – неопределенный, несложившийся  выбор - характерен для школьников, относящийся  к « диффузной» группе, которая не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в школе заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Часто за них выбирают учебное заведение родители.

Технологию профессиональной ориентации обучающихся можно представить следующим образом:

 1. Постановка цели.

В профессиональной ориентации цель практически одна - достижение школьником более высокого уровня профессионального самоопределения. Для одних – это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других- длинная дорога вместе  с педагогом и родителями в поисках своего призвания.

 2. Изучение профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости (через анкетирование).

 3. Изучение учебных интересов школьников (можно использовать методику Л.Голомштока и О.Мешковской).

 4. Информирование школьников о типах профессий. Педагоги дополнительного образования используют в своей практике различные методы профессионального просвещения, например,

беседы на тему: «Защита профессий», проводят встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии к родителям на предприятия, в Дом моды;  и т.д. 

Центральным звеном в этой работе - это разъяснение известной классификации профессий на группы по объекту труда: «Человек- природа», «Человек – техника», «Человек- знаковые системы», «Человек-человек», «Человек - художественный образ».

 5. Изучение профессиональных склонностей детей.

 6. Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей обучающихся (диагностику проводит психолог).

 7. Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям.

Заключительный этап профессиональной ориентации - профессиональная консультация школьника. Главная цель- создание на основе определенного уровня профессионального самоопределения индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.

               Станция юных техников - муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Орджоникидзевского района г. Перми.

Основной целью деятельности является развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ.

В коллективе трудятся 38 педагогов дополнительного образования. Из них большинство имеют первую категорию. Обучается более 1000 учащихся.

Ребенок, пришедший на станцию юных техников, может попробовать себя в различных видах деятельности.   Динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей обуславливает личностную значимость предлагаемого ребенку содержание образовательных программ. А это и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету или дисциплине. Практически не бывает случая, чтобы пришедший  к нам ребенок, не нашел себя и не достиг определенного успеха в том или ином  виде деятельности. Эта уникальная  особенность дополнительного образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно) -  чрезвычайно важна для любого ребенка, а особенно для неуверенных  в себе детей, имеющих в себе те или иные комплексы, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

  Доступно всем детям в возрасте от 6-18 лет и детям- инвалидам до 21 года: «обычным» детям; ребятам, не нашедшим своего призвания; одаренным; с проблемами в развитии или в поведении; детям- инвалидам. При этом  дополнительное образование  является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования.

В учреждении имеются необходимые условия:

      1. Выгодное расположение, вблизи нескольких образовательных школ.

      2.Наличие материально- технической  базы.

      3. Педагогические кадры (71% педагогических работников имеют категории).

      4. Наличие и разнообразие образовательных программ, на основе которых можно разработать программы элективных курсов.

      5. Наличие опыта образовательной деятельности по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Педагогами дополнительного образования  разработаны и успешно реализуются   38 программ по следующим направленностям:

-научно – техническая («Начально- техническое моделировании и конструирование», «Художник- конструктор», «Радиоэлектроника», «Компьютерная грамотность», «Экономика для жизни»,  « В стране «Оригами» и др.);

-художественно – эстетическая («Народная мастерская»,  «Бисероплетение», «Чудеса своими руками», «Мир  дизайна», «Чудное мгновение», « Лоскутная мозаика» и т.д.);

-спортивно – техническая («Картинг», «Мотодело»,  «Авиамоделирование»,  «Судомоделирование», «Путешествие в страну «Светофория»);

-военно – патриотическая («Школа выживания»).

Целью программ научно- технической направленности является выявление и последующее развитие творческих способностей обучающихся в научно-технической деятельности, формирование необходимых  навыков для исследовательской работы, умения претворять авторскую эвристическую  идею в новый интеллектуальный продукт.

Программы спортивно- технической направленности  отличаются от программ предыдущей направленности задачами, связанными со специфическими  особенностями освоения спортивно-технических видов спорта.

Главная цель программ художественно-эстетической направленности - определить, сохранить, развить одаренность. Реализация этой цели осуществляется через решение задач становления индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить и т.д., формирования осознанного мотива, а затем и жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару»,  сохраняя доброе отношение с окружающими людьми. Особенность содержания программ, методики, педагогических технологий данной направленности проявляется в оригинальном сочетании комплекса информативных, психологических, художественных, прикладных, физических и социальных условий для развития и актуализации творческой одаренности детей.

         Образовательные программы  направлены на формирование  ключевых компетенций:

1. Информационно-познавательная компетенция

- Общеучебные навыки;

- Самостоятельная познавательная деятельность;

Способность ориентироваться в информационном потоке, использовать различные источники информации.

2. Социокультурная компетенция

- Область семейно- бытовых проблем и ситуаций;

- Сфера досуга;

- Область социальных норм и правил поведения;

- Опыт и навыки социальной активности.

3. Ценностно-смысловая компетенция

- Ценностные представления и отношения  к окружающей жизни;

- Способность осознавать свои возможности, умение выбирать целевые и смысловые компетенции.

4. Коммуникативная компетенция

- Знания, навыки и опыт в области взаимодействия с окружающими и удаленными людьми;

- Различные способы и формы взаимодействия.

Если обучающийся будет заниматься в объединении «Безопасное колесо», а затем в профильном объединении (секции)- «Картинг»- «Мотодело», где обучение и воспитание ориентированы на приобретение профессии, ему легче будет найти свой путь в жизни. Это можно отобразить с помощью схем:

 

 

Подпись: «Безопасное колесо» (нач. этап обучения 6-10 лет)                              
Подпись: «Картинг» (осн этап обучения 11-14 лет)                             
Подпись: «Мотодело» (творческий этап обучения 15-18 лет)                                     
Подпись: Учебные заведения (технич. ССУЗЫ, колледжи, лицеи)
 

 

 

 


 

                                                                                                                                

                                                                                                                      Схема 1.

 

Подпись: НТМ (нач. этап обучения 6-10 лет)                              
Подпись: Судо-авиа-автомоделирование (осн. и творческий этапы обучения
 11-14, 15-18 лет)                                                               
Подпись: Учебные заведения (технич. ССУЗЫ, колледжи, лицеи)
 

 

 

 

 

 


 

                                                                                                                Схема 2.

 

 

 

Подпись: НТМ
(нач. этап обучения 6-10 лет)
 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: Мальчики
Судо-авиа-
автомоделирование
(осн. и творч. этапы обучения)
 
Подпись: Девочки
- моделирование,
конструирование одежды;
-вязание, вышивка
(осн. и творч. этапы обучения)
 
 
Подпись: Учебные
заведения
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                                                                                            Схема 3.

 

 

Подпись: МКО
Бисероплетение
 
Подпись: Учебные заведения
 

  

 

 

 

 


 

                                                                                                                            Схема 4.

 

 

Воспитательная работа в учреждении дополнительного образования играет важную роль в повышении мотивации в выборе обучающимися профиля и будущей профессии.

Одна из целей воспитательной работы в нашем учреждении – создание положительного эмоционального фона как одного из факторов развития мотивации достижения. Например: похвала. Одобрение, сопереживание успеха, доведение до большинства детей нашего большого коллектива сведений об удачах в какой-либо сфере деятельности- все это усиливает внутреннюю мотивацию у обучающихся. Грамоты, благодарности, дипломы, статьи в газетах: «Гайва - плюс», «Информ-курьер», сайт СЮТ. Это придает ребенку ощущение собственной компетентности, повышает самооценку, подталкивая его к большей активности.

Задача заместителя директора по учебно- воспитательной работе, педагога дополнительного образования вовремя выявить сферу интересов и способностей обучающихся и предоставить им возможность защищать честь объединения, учреждения на  районных, городских, краевых мероприятиях.

 

На станции юных техников проводятся традиционные мероприятия по профориентации.

 

№п\п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственнные

1.

Праздник «День юного техника»

сентябрь

Внукова О.Ю.

Кислякова А.В.

2.

Районный конкурс агитбригад среди дошкольного и школьного возрастов по правилам дорожного движения

октябрь

Кислякова А.В.

3.

Районный конкурс рисунков и плакатов по пожарной безопасности «Осторожно, огонь!»

ноябрь

Кислякова. А.В.

4.

Районный конкурс по техническому творчеству «Юный умелец»

декабрь

Кузнецов С.В.

 

5.

Городской конкурс по начально- техническому моделированию и конструированию «Самоделкин».

апрель

Зайцева С.Н.

Жежерун О.И.

6.

Районный конкурс рисунков и плакатов по правилам дорожного движения «Безопасный

 мир - глазами детей»

январь- февраль

Внукова О.Ю.

Кислякова А.В.

7.

Организация выездных экскурсий.

в течение года

Кислякова А.В.

педагоги дополнительного образования

8.

Районный конкурс исследовательских работ учащихся.

февраль

Дзюба Н.Е.

9.

Открытые соревнования для начинающих судомоделистов.

февраль

Неверов А.И.

10.

Районная интеллектуальная игра по правилам дорожного движения.

март

Кислякова А.В.

11.

Смотр- конкурс для начинающих велосипедистов «Безопасное колесо»

апрель

Кислякова А.В.

12.

Мастер - классы по техническому и декоративно- прикладному творчеству.

в течение года

педагоги дополнительного образования

13.

Фестиваль по декоративно-прикладному творчеству «Чудеса своими руками».

апрель

Хабышева И.И.

 

            Ежегодно составляется совместный план проведения мероприятий с ОГИБДД по Орджоникидзевскому району, который реализуется в течение года.

Кроме того, для расширения базового уровня знаний разработан проект «Одаренные дети», работает «Научное общество учащихся» Ежегодно проводится  районная научно- практическая конференция на базе СЮТ. Обучающиеся, занявшие призовые места, выступают  на  городских и краевых конференциях.

Обучающиеся успешно участвуют в районных, городских, краевых конкурсах, соревнованиях по судомоделированию, выставках.

Краевой уровень:

-Конкурс рисунков и плакатов по безопасности дорожного движения, Грамоты победителей.

*Родина Наталья, Исмагилов Рушан, объединение «Народная мастерская» (педагог дополнительного образования Жигманова Г.К.), заняли 1 место; Иванова Вероника, Хабышева Надежда, объединение «Сказочная мастерская»  (педагог дополнительного образования  Хабышева И.И.), выражена благодарность.

-Соревнования, посвященные Х декаднику детей-инвалидов.

·    I место – Мальгина Марина (педагог дополнительного образования  Кадыров Т.М.)

·    спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» для семей с детьми инвалидами, II место семья Мальгиных, III место семья Крыловых (педагог дополнительного образования Кадыров Т.М.)

Городской уровень:

-Второй городской фестиваль детского творчества среди детей ОВЗ «Синяя птица»:

*Исмагилов Рушан, Соловьева Христина, Шепель Ксения, Анфалов Виктор, объединение «Народная мастерская» (педагог дополнительного образования  Жигманова Г.К). Выражена благодарность за активное участие.

*Муштакова Екатерина, объединение «Народная мастерская» (педагог дополнительного образования. Жигманова Г.К). Вручен  Диплом лауреата.

*Хабышева Надежда,  объединение «Сказочная мастерская»,  Диплом 2-ой степени за проект на городской НПК в ДД(ю) Т.                                                                                                                                                                                                                             

·    Открытые соревнования начинающих судомоделистов (СЮТ Мотовилихинский район):

   I место – командное;

   I место Рендухов Даниил;

  II место- личное первенство – Сюзев Константин;

 III место-  Балезин Антон, (педагог дополнительного образования  Неверов А.И.).

·    Открытые соревнования начинающих судомоделистов (СЮТ Орджоникидзевский район)

·    III место – командное; 

·    личное первенство – Сюзев Константин II место; Балезин Антон II, II место; Рендухов Даниил I место (педагог дополнительного образования  Неверов А.И.)

·    Открытый конкурс  по техническому творчеству «Юный умелец» (СЮТ Мотовилихинский  район): II место – командное;

·    личное первенство – Бритвин Александр, Травкин Никита. Награждены почетными грамотами, (педагог дополнительного образования Зайцева С.Н.).

·      Открытый конкурс  по техническому тврчеству «Юный умелец» (СЮТ Орджоникидзевский район):

   I место - команда объединения «Техническое творчество», педагог дополнительного образования Жежерун О.И.

·    Открытый конкурс «Самоделкин»:

 Подюков Сергей II место, Макушин Сергей II место, Плотникова Александра I место, Кузнецова Мария III место (педагог дополнительного образования Жежерун О.И.);

  Денисов Даниил III место, Суворова Анна II место, Мгерян Саша II место, Сизов Дмитрий III место (педагог дополнительного образования  Королева З.А.); Азанов Иван III место, Грибов Андрей I место (педагог дополнительного образования  Зайцева С.Н.).

Обучающиеся показали хорошие знания, умения, навыки по правилам дорожного движения, судомоделированию,  техническому  и декоративно- прикладному творчеству.

У обучающихся есть «портфолио»- папка «достижений», отражающая его успехи. Достоинство «портфолио» несомненны.  Это  прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей обучающихся, индвидуализациии дифференциации обучения, следовательно, и создания ситуации успеха.

После окончания обучения на Станции юных техников  выпускники, получив допрофессиональную подготовку, продолжают учебу по выбранному профилю.

 

Название ОУ

       2006-2007

      2007-2008

2008-2009

ПГПУ

              5

              6

        6

ГОУСПО «Пермский педагогический колледж №4»

              4

              5

        6

Санкт-Петербургская морская академия

              1

             -

        -

СПТУ №41

              5

              4

         3

 

          Для тех, кто в течение ряда лет обучался  на станции юных техников,  избранная сфера интересов впоследствии становится областью профессиональной деятельности. Эта возможность дополнительного образования делает его значимым фактором в процессе профессионального самоопределения.

Таким образом,  дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, социально- педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени детей, становится одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz