МОУ ДОД «Станция юных техников» Орджоникидзевского района г. Перми
Планы
Возможности дополнительного образования в предпрофильной подготовке обучающихся.
Введение.
В последнее время в стране произошли большие изменения, оказавшие влияние на все сферы общества, в том числе и на образование.
Ситуация требует пересмотра воспитательных функций школы, семьи, учреждений дополнительного образования. Главной целью которых становится подготовка ребенка к безболезненному включению во взрослую жизнь. Изменившиеся социальные условия диктуют необходимость перехода к воспитательной стратегии, в основе которой лежит принцип личностно- ориентированного воспитания, что позволяет сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
Человек рожается для того, чтобы созидать себя, других людей, общество, окружающую среду, планету, на которой живет. В качестве смысла жизни в ребенке от природы заложено общественное благо. Однако сам ребенок реализовать себя не может. Ему должны помочь это сделать взрослые люди – родители, педагоги, которые его окружают с самого рождения. Именно в этом и заключается назначение педагогов – помочь формировнию у ребенка понятия об общественном благе как смысле жизни, содействовать ему в выполнении функции, ради которой он рождается.
Приоритетными задачами воспитательной работы стали:
-формирование у ребенка таких качеств, как предприимчивость, практичность, основанные на интересах личности;
-ответственный подход семьи к выбору ребенком профессии и к его профессиональной ориентации для повышения его конкурентоспособность на рынке труда;
-формирование здорового образа жизни;
- создание у детей положительной системы нравственных и духовных ценностей.
Каждому человеку на протяжении жизненного пути приходится принимать решения. Если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно.
Чем раньше задумается о том, кем и каким ему быть, чем раньше он примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному успеху.
Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она ему нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным. Каждый имеет право на свой собственный путь в жизни. Педагоги и родители могут эффективно помочь своим воспитанникам, детям, но для этого им необходимо изучить их, т.е. провести определенную исследовательскую работу с помощью наблюдения, бесед, анализа творческих работ.
Задачи предпрофильной подготовки обучающихся.
В соответствии с Концепцией профильного обучения в основной школе необходимо проведение системной подготовительной работы. Важное значение уделяется профориентационной и предпрофильной подготовкам в сетевом взаимодействии основной школы и дополнительного образования.
Задача профильной школы совсем другая: выпускнику основной школы (9-летки) необходимо сделать самостоятельный ответственный выбор – предварительно определиться в отношении профилирующего направления дальнейшего продолжения образования. К такому выбору школьника надо подготовить через пробы, которые проводятся в школе через факультативы и спецкурсы и занятия в учреждениях дополнительного образования по практическому применению полученных знаний на творческом уровне.
При организации предпрофильной подготовки необходимо решать следующие задачи:
- выявление и развитие интересов, способностей школьников;
- оказание психолого- педагогической помощи в формировании представлений о жизненных ценностях, связанных с профессиональным становлением;
- формирование способности принимать решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;
- организация факультативных занятий и элективных курсов и т. д.
Содержание предпрофильной подготовки обучающихся.
В нашем учреждении подготовка к выбору профиля обучения ведется в течение всего периода обучения.
Начальный этап:
- формирование у школьников ценностного отношения к труду, роли и жизни человека в обществе;
- развитие интереса к учебно - познавательной деятельности;
- включение школьников в различные виды практической деятельности (социальную, трудовую, игровую, исследовательскую)
Основной этап:
- развитие интереса к профессиональной деятельности;
- представление о собственных интересах и возможностях;
- включение в деятельность в различных сферах профессиональной практики: технике, искусстве и т.д.
Творческий этап:
- уточнение образовательных запросов в ходе элективных курсов по выбору и т.д.
- групповое и индивидуальное консультирование о выборе профиля обучения.
Необходимо диагностическое сопровождение профильного обучения.
Методы диагностики могут быть разными: наблюдения, опрос, беседа, анкета и т.д.
Технология профессиональной ориентации учащихся.
Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессиональный выбор происходит у всех по- разному, но можно схематично представить идеальный процесс профессионального самоопределения:
*Интерес – склонности (способности) - профнаправленность - признание.
Интерес к профессии может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой- либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увлеченного человека и др.
*Склонности – это избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею заниматься. Склонности не смогут возникнуть без способностей.
*Способности - это психологические особенности человека. Обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности.
Способности обнаруживаются только при включении в деятельность. Если подросток занимается подолгу техническим творчеством и не устает, это свидетельствует о проявившихся склонностях.
*Профессиональная направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Профессиональная направленность становится стержневой в личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы. Профессиональная направленность способствует распределению свободного времени, выбору чтения, приобретению знаний призванию. Такой выбор - большая редкость, но все же он существует. Профессиональная ориентация соответствует готовности к профессиональному самоопределению.
*Профессиональная ориентация осуществляется в четырех вариантах.
Первый вариант - профессиональный выбор на уровне самоопределения, осуществляемый по схеме: профессиональный интерес, возникновение склонностей на основе выявленных способностей к какой- либо деятельности, профессиональная направленность и затем – выбор профессии на основе признания.
Второй вариант- «проба ролей» или «активный поиск»- характерен для деятельных подростков, которым не удалось встретиться со своим призванием, но они не теряют надежды его обнаружить. Для этого они посещают кружки, секции и т.д., пытаясь найти любимое дело. Они нигде подолгу не задерживаются: поняв, что это дело не соответствует их интересам. Сразу отправляются в другой кружок.
Третий вариант – «предрешенный вариант, или «навязанная роль», для которой характерна ситуация следования родительскому выбору, т.е. по настоянию родителей ученик выбирает класс или кружок определенной направленности, а сам ничем конкректным не интересуется.
Четвертый вариант – неопределенный, несложившийся выбор - характерен для школьников, относящийся к « диффузной» группе, которая не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в школе заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Часто за них выбирают учебное заведение родители.
Технологию профессиональной ориентации обучающихся можно представить следующим образом:
1. Постановка цели.
В профессиональной ориентации цель практически одна - достижение школьником более высокого уровня профессионального самоопределения. Для одних – это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других- длинная дорога вместе с педагогом и родителями в поисках своего призвания.
2. Изучение профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости (через анкетирование).
3. Изучение учебных интересов школьников (можно использовать методику Л.Голомштока и О.Мешковской).
4. Информирование школьников о типах профессий. Педагоги дополнительного образования используют в своей практике различные методы профессионального просвещения, например,
беседы на тему: «Защита профессий», проводят встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии к родителям на предприятия, в Дом моды; и т.д.
Центральным звеном в этой работе - это разъяснение известной классификации профессий на группы по объекту труда: «Человек- природа», «Человек – техника», «Человек- знаковые системы», «Человек-человек», «Человек - художественный образ».
5. Изучение профессиональных склонностей детей.
6. Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей обучающихся (диагностику проводит психолог).
7. Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям.
Заключительный этап профессиональной ориентации - профессиональная консультация школьника. Главная цель- создание на основе определенного уровня профессионального самоопределения индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.
Станция юных техников - муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Орджоникидзевского района г. Перми.
Основной целью деятельности является развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ.
В коллективе трудятся 38 педагогов дополнительного образования. Из них большинство имеют первую категорию. Обучается более 1000 учащихся.
Ребенок, пришедший на станцию юных техников, может попробовать себя в различных видах деятельности. Динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей обуславливает личностную значимость предлагаемого ребенку содержание образовательных программ. А это и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету или дисциплине. Практически не бывает случая, чтобы пришедший к нам ребенок, не нашел себя и не достиг определенного успеха в том или ином виде деятельности. Эта уникальная особенность дополнительного образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно) - чрезвычайно важна для любого ребенка, а особенно для неуверенных в себе детей, имеющих в себе те или иные комплексы, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Доступно всем детям в возрасте от 6-18 лет и детям- инвалидам до 21 года: «обычным» детям; ребятам, не нашедшим своего призвания; одаренным; с проблемами в развитии или в поведении; детям- инвалидам. При этом дополнительное образование является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования.
В учреждении имеются необходимые условия:
1. Выгодное расположение, вблизи нескольких образовательных школ.
2.Наличие материально- технической базы.
3. Педагогические кадры (71% педагогических работников имеют категории).
4. Наличие и разнообразие образовательных программ, на основе которых можно разработать программы элективных курсов.
5. Наличие опыта образовательной деятельности по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению
Педагогами дополнительного образования разработаны и успешно реализуются 38 программ по следующим направленностям:
-научно – техническая («Начально- техническое моделировании и конструирование», «Художник- конструктор», «Радиоэлектроника», «Компьютерная грамотность», «Экономика для жизни», « В стране «Оригами» и др.);
-художественно – эстетическая («Народная мастерская», «Бисероплетение», «Чудеса своими руками», «Мир дизайна», «Чудное мгновение», « Лоскутная мозаика» и т.д.);
-спортивно – техническая («Картинг», «Мотодело», «Авиамоделирование», «Судомоделирование», «Путешествие в страну «Светофория»);
-военно – патриотическая («Школа выживания»).
Целью программ научно- технической направленности является выявление и последующее развитие творческих способностей обучающихся в научно-технической деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт.
Программы спортивно- технической направленности отличаются от программ предыдущей направленности задачами, связанными со специфическими особенностями освоения спортивно-технических видов спорта.
Главная цель программ художественно-эстетической направленности - определить, сохранить, развить одаренность. Реализация этой цели осуществляется через решение задач становления индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить и т.д., формирования осознанного мотива, а затем и жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе отношение с окружающими людьми. Особенность содержания программ, методики, педагогических технологий данной направленности проявляется в оригинальном сочетании комплекса информативных, психологических, художественных, прикладных, физических и социальных условий для развития и актуализации творческой одаренности детей.
Образовательные программы направлены на формирование ключевых компетенций:
1. Информационно-познавательная компетенция
- Общеучебные навыки;
- Самостоятельная познавательная деятельность;
- Способность ориентироваться в информационном потоке, использовать различные источники информации.
2. Социокультурная компетенция
- Область семейно- бытовых проблем и ситуаций;
- Сфера досуга;
- Область социальных норм и правил поведения;
- Опыт и навыки социальной активности.
3. Ценностно-смысловая компетенция
- Ценностные представления и отношения к окружающей жизни;
- Способность осознавать свои возможности, умение выбирать целевые и смысловые компетенции.
4. Коммуникативная компетенция
- Знания, навыки и опыт в области взаимодействия с окружающими и удаленными людьми;
- Различные способы и формы взаимодействия.
Если обучающийся будет заниматься в объединении «Безопасное колесо», а затем в профильном объединении (секции)- «Картинг»- «Мотодело», где обучение и воспитание ориентированы на приобретение профессии, ему легче будет найти свой путь в жизни. Это можно отобразить с помощью схем:
Схема 1.
Схема 2.
Схема 3.
Схема 4.
Воспитательная работа в учреждении дополнительного образования играет важную роль в повышении мотивации в выборе обучающимися профиля и будущей профессии.
Одна из целей воспитательной работы в нашем учреждении – создание положительного эмоционального фона как одного из факторов развития мотивации достижения. Например: похвала. Одобрение, сопереживание успеха, доведение до большинства детей нашего большого коллектива сведений об удачах в какой-либо сфере деятельности- все это усиливает внутреннюю мотивацию у обучающихся. Грамоты, благодарности, дипломы, статьи в газетах: «Гайва - плюс», «Информ-курьер», сайт СЮТ. Это придает ребенку ощущение собственной компетентности, повышает самооценку, подталкивая его к большей активности.
Задача заместителя директора по учебно- воспитательной работе, педагога дополнительного образования вовремя выявить сферу интересов и способностей обучающихся и предоставить им возможность защищать честь объединения, учреждения на районных, городских, краевых мероприятиях.
На станции юных техников проводятся традиционные мероприятия по профориентации.
№п\п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственнные |
1. |
Праздник «День юного техника» |
сентябрь |
Внукова О.Ю. Кислякова А.В. |
2. |
Районный конкурс агитбригад среди дошкольного и школьного возрастов по правилам дорожного движения |
октябрь |
Кислякова А.В. |
3. |
Районный конкурс рисунков и плакатов по пожарной безопасности «Осторожно, огонь!» |
ноябрь |
Кислякова. А.В. |
4. |
Районный конкурс по техническому творчеству «Юный умелец» |
декабрь |
Кузнецов С.В.
|
5. |
Городской конкурс по начально- техническому моделированию и конструированию «Самоделкин». |
апрель |
Зайцева С.Н. Жежерун О.И. |
6. |
Районный конкурс рисунков и плакатов по правилам дорожного движения «Безопасный мир - глазами детей» |
январь- февраль |
Внукова О.Ю. Кислякова А.В. |
7. |
Организация выездных экскурсий. |
в течение года |
Кислякова А.В. педагоги дополнительного образования |
8. |
Районный конкурс исследовательских работ учащихся. |
февраль |
Дзюба Н.Е. |
9. |
Открытые соревнования для начинающих судомоделистов. |
февраль |
Неверов А.И. |
10. |
Районная интеллектуальная игра по правилам дорожного движения. |
март |
Кислякова А.В. |
11. |
Смотр- конкурс для начинающих велосипедистов «Безопасное колесо» |
апрель |
Кислякова А.В. |
12. |
Мастер - классы по техническому и декоративно- прикладному творчеству. |
в течение года |
педагоги дополнительного образования |
13. |
Фестиваль по декоративно-прикладному творчеству «Чудеса своими руками». |
апрель |
Хабышева И.И. |
Ежегодно составляется совместный план проведения мероприятий с ОГИБДД по Орджоникидзевскому району, который реализуется в течение года.
Кроме того, для расширения базового уровня знаний разработан проект «Одаренные дети», работает «Научное общество учащихся» Ежегодно проводится районная научно- практическая конференция на базе СЮТ. Обучающиеся, занявшие призовые места, выступают на городских и краевых конференциях.
Обучающиеся успешно участвуют в районных, городских, краевых конкурсах, соревнованиях по судомоделированию, выставках.
Краевой уровень:
-Конкурс рисунков и плакатов по безопасности дорожного движения, Грамоты победителей.
*Родина Наталья, Исмагилов Рушан, объединение «Народная мастерская» (педагог дополнительного образования Жигманова Г.К.), заняли 1 место; Иванова Вероника, Хабышева Надежда, объединение «Сказочная мастерская» (педагог дополнительного образования Хабышева И.И.), выражена благодарность.
-Соревнования, посвященные Х декаднику детей-инвалидов.
· I место – Мальгина Марина (педагог дополнительного образования Кадыров Т.М.)
· спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» для семей с детьми инвалидами, II место семья Мальгиных, III место семья Крыловых (педагог дополнительного образования Кадыров Т.М.)
Городской уровень:
-Второй городской фестиваль детского творчества среди детей ОВЗ «Синяя птица»:
*Исмагилов Рушан, Соловьева Христина, Шепель Ксения, Анфалов Виктор, объединение «Народная мастерская» (педагог дополнительного образования Жигманова Г.К). Выражена благодарность за активное участие.
*Муштакова Екатерина, объединение «Народная мастерская» (педагог дополнительного образования. Жигманова Г.К). Вручен Диплом лауреата.
*Хабышева Надежда, объединение «Сказочная мастерская», Диплом 2-ой степени за проект на городской НПК в ДД(ю) Т.
· Открытые соревнования начинающих судомоделистов (СЮТ Мотовилихинский район):
I место – командное;
I место Рендухов Даниил;
II место- личное первенство – Сюзев Константин;
III место- Балезин Антон, (педагог дополнительного образования Неверов А.И.).
· Открытые соревнования начинающих судомоделистов (СЮТ Орджоникидзевский район)
· III место – командное;
· личное первенство – Сюзев Константин II место; Балезин Антон II, II место; Рендухов Даниил I место (педагог дополнительного образования Неверов А.И.)
· Открытый конкурс по техническому творчеству «Юный умелец» (СЮТ Мотовилихинский район): II место – командное;
· личное первенство – Бритвин Александр, Травкин Никита. Награждены почетными грамотами, (педагог дополнительного образования Зайцева С.Н.).
· Открытый конкурс по техническому тврчеству «Юный умелец» (СЮТ Орджоникидзевский район):
I место - команда объединения «Техническое творчество», педагог дополнительного образования Жежерун О.И.
· Открытый конкурс «Самоделкин»:
Подюков Сергей II место, Макушин Сергей II место, Плотникова Александра I место, Кузнецова Мария III место (педагог дополнительного образования Жежерун О.И.);
Денисов Даниил III место, Суворова Анна II место, Мгерян Саша II место, Сизов Дмитрий III место (педагог дополнительного образования Королева З.А.); Азанов Иван III место, Грибов Андрей I место (педагог дополнительного образования Зайцева С.Н.).
Обучающиеся показали хорошие знания, умения, навыки по правилам дорожного движения, судомоделированию, техническому и декоративно- прикладному творчеству.
У обучающихся есть «портфолио»- папка «достижений», отражающая его успехи. Достоинство «портфолио» несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей обучающихся, индвидуализациии дифференциации обучения, следовательно, и создания ситуации успеха.
После окончания обучения на Станции юных техников выпускники, получив допрофессиональную подготовку, продолжают учебу по выбранному профилю.
Название ОУ |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
ПГПУ |
5 |
6 |
6 |
ГОУСПО «Пермский педагогический колледж №4» |
4 |
5 |
6 |
Санкт-Петербургская морская академия |
1 |
- |
- |
СПТУ №41 |
5 |
4 |
3 |
Для тех, кто в течение ряда лет обучался на станции юных техников, избранная сфера интересов впоследствии становится областью профессиональной деятельности. Эта возможность дополнительного образования делает его значимым фактором в процессе профессионального самоопределения.
Таким образом, дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, социально- педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени детей, становится одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения.